Мой сайт
Пятница, 13.06.2025, 09:47
» Меню сайта
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Системный подход в моделировании

     Что такое система?

     Представьте себе, что человек, у которого болит голова, приходит к врачу. Врач может реагировать на его жалобу двумя способами:

  • просто дать обезболивающее;
  • попытаться выяснить причину головной боли и лечить именно заболевший орган.

     В первом случае врач применил простейшую модель: если болит голова, нужно дать таблетку, чтобы она не болела. Во втором варианте врач понимает, что головная боль вызвана какой-то другой болезнью в организме, и лечить нужно именно её. Он рассматривает человека как единое целое, как систему, т. е. использует системный подход.

Система (от греч. стосгсгща — составленный) — это группа объектов и связей между ними, выделенных из среды и рассматриваемых как одно целое.
Системный подход состоит в том, что объект исследования рассматривается как система с учётом всех взаимосвязей между её частями.

      Системой можно назвать организм животного и человека, автомобиль, компьютер, семью, общество, и вообще любой достаточно сложный объект, который можно разбить на части. В курсе информатики вы познакомились с понятиями «операционная система», «файловая система», «система программирования».
      Различают естественные (природные) системы и искусственные системы (созданные человеком). Любая искусственная система создана с определённой целью, например русский язык — для общения, дом — для жилья, поезд — для перевозки пассажиров и грузов.

     Объекты, из которых строится система, называют её компонентами. За счёт связей между частями система обладает особыми свойствами, которых нет ни у одного отдельного компонента. Системный эффект состоит в том, что свойства системы нельзя свести к «сумме» свойств её компонентов. Например, скопление клеток — это не живой организм; процессор, память и устройства ввода и вывода, не связанные между собой, — это не компьютер. Все компоненты самолёта тяжелее воздуха, т. е. каждый из них стремится упасть на землю, однако составленная из них система (самолёт) летает.

      Одни и те же элементы, связанные по-разному, могут представлять собой совершенно разные системы. Алмаз (самое твёрдое вещество) и графит (из которого делают грифели карандашей) состоят из одних и тех же атомов углерода, но эти вещества имеют разные кристаллические решётки, поэтому обладают разными свойствами.

     Если в компоненте системы можно выделить отдельные части и связи между ними, он называется подсистемой (системой низкого уровня). как правило, для каждой системы существует надсистема - система более высокого уровня. например, процессор - это подсистема в составе компьютера (он состоит из нескольких взаимосвязанных узлов), а сам компьютер - подсистема в составе компьютерной сети (надсистемы).

Модели могут обладать свойством системности, а могут не обладать.

Оригинал Модель-"несистема" Модель-система
Река Вятка Фотографии реки Карта реки, видеофильм
Метро Список станций Схема метро
Рыбы в озере Независимые модели развития щук и карасей Модель, учитывающая, что щуки едят карасей
Автомобиль Чертежи отдельных деталей Сборочный чертеж
Солнечная система Независимое движение планет Движение планет под воздействием сил всемирного тяготения

Поскольку модель-система состоит из отдельных компонентов и связей между ними, можно говорить о структуре модели, т.е. о том, как именно связаны её компоненты . Рассмотрим наиболее важные структуры моделей-систем.

1. Таблица - это компактный способ размещения большого количества однотипной информации. 

     В виде таблиц оформляются расписания (уроков, поездов, самолетов), статистические данные (например, сколько произведено чугуна и стали на душу населения в разных странах). Функция тоже может быть задана в виде таблицы. С помощью таблицы Менделеева устанавливается связь между свойствами химического элемента и зарядом атомного ядра. По своей структуре таблицы делятся на простые и сложные.

Простые таблицы:

    а. Таблица типа «объекты-свойства» содержат информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.

Регионы Российской Федерации

Название

Дата образования

Площадь

(тыс. км2)

Население

(тыс.чел)

Астраханская область

27.12.1943

44,1

1006,3

Архангельская область

23.09.1937

587,4

1336,5

Белгородская область

06.01.1954

27,1

1511,6

Владимирская область

14.08.1944

29,0

1524,0

Вологодская область

23.09.1937

145,7

1269,6

Воронежская область

13.06.1934

52,4

2378,8

Калужская область

05.07.1947

29,9

1041,6

         ______объекты_________                                ___________свойства__________                                   

б. Таблица типа «объекты-объекты-один» содержат информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

Сведения о пропусках уроков

 

 

Список

Месяц: январь

Число

10

11

12

13

14

17

18

19

1

Акуленко Иван

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Баранов Владимир

6

6

6

 

 

 

 

 

3

Варнаков Олег

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Егорова Виктория

 

 

 

5

6

1

 

 

5

Машкова Карина

 

 

 

 

 

6

6

6

Сложные таблицы:

 в. Таблица типа «объекты-свойства-объекты» содержат информацию о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов одного из классов.

Антропометрические данные и спортивные результаты

 

Ученик

 

Рост, см

 

Вес, кг

Упражнение

Прыжок в длину с места

Бег на 1000 м

Результат, см

Оценка

Результат, с

Оценка

Баутин Д.

168

56

197

5

220

5

Зайцев И.

159

46

178

4

263

4

г. Таблица типа «Объекты-объекты-несколько»  содержат информацию о нескольких свойствах нескольких пар объектов, принадлежащих разным классам.

Оценки по информатике и математике

 

Ученик

Период обучения

I четверть

II четверть

Информатика

Математика

Информатика

Математика

Баутин Дима

4

4

5

4

Школина Ира

5

5

5

5

Зайцев Илья

4

3

4

4

      В 10 классе рассматривались приемы использования таблиц для решения логических задач. В данном случае мы рассмотрим еще один тип задач, который требует анализа табличных данных: определение оптимального маршрута поездки.

Задача 1. Путешественник прибыл в поселок Березовое в 8 утра по местному времени и увидел следующее расписание автобусов:

Из

В

Отправл.

Прибытие

Березовое

Лесное

07:30

10:00

Березовое

Осиновое

11:50

14:10

Лесное

Березовое

12:50

15:20

Полевое

Лесное

13:20

14:40

Осиновое

Полевое

14:00

17:15

Лесное

Осиновое

14:20

15:30

Осиновое

Лесное

14:40

15:50

Березовое

Полевое

16:00

17:50

Лесное

Полевое

16:10

17:30

Полевое

Осиновое

17:40

19:55

     Определите самое раннее время, когда он может попасть в Полевое, и как ему нужно ехать. Если анализировать таблицу мы можем придти к выводу: нужно ждать прямого автобуса в Полевое (прибытие в 17:50) или ехать с двумя пересадками через Осиновое и Лесное (прибытие в 17:30). Второй вариант позволяет доехать немного раньше.

2. Диаграммы  – графическая модель, построенная по числовым данным в таблице.

     Воспринимая числовые данные, человек вынужден в уме анализировать эту информацию и делать выводы. Это требует значительных усилий, особенно если чисел много. Чтобы облегчить восприятие информации, её представляют в виде диаграмм. Диаграммы позволяют быстро сравнить значения, увидеть изменения, сделать выводы на основании большого количества данных.

     Столбчатая диаграмма (гистограмма) позволяет сравнить количественные характеристики одного объекта в нескольких точках или несколько объектов в одной точке.

    Круговая диаграмма позволяет узнать долю объекта в общей сумме объектов.

 

 

» Вход на сайт
» Поиск
» Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • » Инфознайка
    Copyright MyCorp © 2025uCoz